Памятка при организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ                 по РЭМП (ФГОС).

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды (РППС) ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (группы, материалов, оборудования и инвентаря)   

1.1. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательной активности детей, а также уединения. 

1.2. РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ:                                                                         

- организация инклюзивного образования;                                                                                                                                                

- учёт национально-культурных, климатических условий; 

- учёт возрастных особенностей. 

1.3. РППС должна быть: 

- Содержательно-насыщенной; 

- Трансформируемой (изменялась);                                                                                                                                                         

-  Полифункциональной (мебель, маты, ширмы, модули);   

- Вариативной (наличие различных пространств - для игры, конструирования, уединения и др.);

- Доступной (для детей с ОВЗ и инвалидов);

- Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

2. При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:

•пространство;   

•время;   

•предметное окружение.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.                                                                                                                                                 

 Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:   

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;                                                                                                                             

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;   

3. принцип стабильности, динамичности;                                                                                                                                                 

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;   

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; 

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;                                                 

7. принцип открытости – закрытости;   

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.                                                                                                                   

Все эти принципы должны учитываться при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Младший возраст

В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся как комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек – вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.                                                                                                                                   

 Средний возраст

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Среди дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (Танграм, Колумбовое яйцо, пазл, разрезные картинки). Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.

Старшая и подготовительная группы

При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу. В группе специальное место и оборудование для игротеки: это и дидактические, развивающие, логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности. Игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д. Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметнопространственной среды, нам удастся создать условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.